Исаково – 40 лет карте!

Челябинский ориентировщик Леонид Волков «прошелся» по южноуральской местности, вспомнив, и легендарную карту у поселка Исаково:
«Зелёный мир Челябинской области богат и разнообразен, так как располагается в двух совершенно различных территориях: горной Уральской и низменной Западно-Сибирской. Территория её находится в трёх природных зонах, которые в науке условно иногда называют микрорегионами.
0   Южная треть, от широтного течения реки Уй, города Троицк — степи. Увалы уходят за горизонт, иногда можно ни одного деревца в поле зрения не обнаружить. Встречаются, правда, иногда островные боры — реликты лесостепи ледникового периода, но они как правило далеко от населённых пунктов, часто не имеют нормальных подъездов. Для ориентирования, в общем, перспектив практически никаких. Для такого крупного города, как Магнитогорск — два жиденьких городских парка и горная Башкирия.
Северо-западная часть, высокогорная, которая начинается от Чебаркуля и Кыштыма — тайга. Горнозаводский край. Вот здесь для нашего спорта раздолье полное, можно найти очень большое разнообразие ландшафтов. Я для себя этот район делю условно на Чебаркуль, Миасс, Златоуст, Кыштым и Слюдорудник.
А вот северо-восток, в том числе окрестности Челябинска, вплоть до Чебаркуля — лесостепь. То есть лесов и полей примерно одинаково, колки, чередуются они. Берёза, осина, ольха, ива, множество сосновых посадок… Рельеф, как правило, выражен очень слабо. В настоящее время соревнования проводятся в основном, в парковой зоне и тайге, а, тем не менее, лесостепь — это тоже интересно. Есть тут свои фишки, своя прелесть, особенно для зимней маркировки. Классикой данного жанра, его эталоном, наверное, можно назвать посёлок, который находится буквально в пяти километрах к югу от данного района. Благодаря Сергею Глухову мы в последние годы вспомнили о существовании такой замечательной местности.
Хочу представить вот такую карту. Исаково. Автомобильная развязка на левом обрезе — южные ворота города, Троицкий тракт. Стелла как раз перед ней стоит, почти что в карте. Граница Челябинска проходит по железной дороге. Там рядышком, к северо-западу — озеро Смолино, на южном берегу которого это самое Исаково и расположено. Озеро на карте — Курочкино, хорошо читается кольцо баз, которые занимают его береговую черту. Тридцать лет назад, видимо, ещё можно было подойти к воде, раз уж это здесь прорисовано, а сейчас народ расстроился по-настоящему, плотно, не проткнуться. Да особо и не хочется, так себе озеро — камыш, толстые иловые отложения по берегам.
Фамилия автора на синем фоне, призма грибочком с порядковым номером нарисованной карты — знак качества, ни одной претензии или спорного момента на эту тему не припомню. Тираж с фабрики пришёл перед самым Новым 1985 годом. На «Фирму», на Областную Станцию Юных Туристов, пришла большая партия разнообразных новых карт. Десятка два, не меньше. Это ведь было накануне знаменитого Спартаковского агитпробега. Их было очень много. Пачки лежали просто везде. Мы их тырили, втихаря за Родину, пока никто не видит, благодаря чему имели неплохие индивидуальные коллекции. Именно на этих картах нарисовано большинство дистанций, имеющихся в моём архиве. Это было иногда не совсем просто, но получалось.
Спорт такой своеобразный. Спешить-то некуда, есть время выждать, дождаться удобного момента. Где-то один, втихаря от всех сообразишь, а где-то спецоперацию проводить приходилось, и мне тоже доводилось на стрёме стоять. Помните, как Киса Воробьянинов «Сердце красавицы склонно к измене» пел, пока Остап Ибрагимович шурудил в гримёрке театра «Колумб»? Примерно так же это и выглядело. Кажется, никто из нас не попадался, по крайней мере процессов показательных не припомню.

Первенство областного клуба юных ориентировщиков, самый конец апреля восемьдесят пятого года. Один из первых стартов того сезона. И, наверное, самый первый старт по данной карте. Обратите внимание на параметры дистанции группы М-17. В нынешнее время они обычно, кажется, несколько поскромнее выглядят. После финиша, помню, Толик Москвичёв возмущался: Что такое?! Пробежал идеально, ни одной, даже малюсенькой, ошибки не совершил, думал — выиграю, а вы (я и Слава Рыженков) меня всё равно обогнали! Вообще, карта была популярна два-три года, раз пять-то я по ней точно выступал, если не больше, в основном зимой. Да, пожалуй, именно для маркировки это было очень интересно, при современных тенденциях актуальность такой местности сильно понизилась.
Полез вот в архив, чтобы посмотреть, что есть на данную тему, и вдруг обнаружил, что в дневнике, на одном развороте, описаны две дистанции, и обе по этой карте! Вообще, дневник тренировок — это отдельная песня. Какие там перлы иногда попадаются! Видна такая жёсткая и бескомпромиссная борьба с тренером за то, что бы я его вёл регулярно и последовательно, в которой, к сожалению, ему выигрывать удавалось далеко не всегда.
Первая дистанция — третий день первенства города Челябинска, эстафета. Пятнадцатое декабря восемьдесят пятого года. Первый этап эстафеты-маркировки — это всегда жёстко. На первенстве города это более двадцати команд. Снегоходы были редкостью, большинство дистанций, как и в данном случае, готовились ножками. В лучшем случае — в четыре следа протопчут, чтобы была основа под палки. Стартовый выкат, как правило, короткий, очень быстро все втягиваются в одну лыжню. Рубилово настоящее! Суетня, беготня, толчея… Передние тормозят, разогнаться не дают. Сзади просят пропустить, а не хочется, потому что не один человек проскочит, а несколько, паровозиком. Работа физическая, психологическая, техническая с картой… Интересно всё это!
Очень я любил зимой первый этап бегать. В данном случае получилось всё идеально. Со старта ушёл хорошо, никого не просил, никого не держал. Мочил в полную силу всю дистанцию. Вышел со старта, видимо, шестым-седьмым. На первой оценке, четыре КП, по нулям отработал, ушёл третьим. А когда приехал на вторую, два КП, уже перед самым финишем, то проколол тот, который видел, и отправился на два своих законных штрафных круга. Призмы не заметил! Там, в запале гонки, стормозил, не успел сообразить, что я его пропустил и надо колоть хоть куда, хуже-то не будет. Тем более, что, чуть остыв после финиша и мысленно представив не очень длинный второй участок дистанции, понял, где он мог стоять, так оно и оказалось. Пока, кстати, круги мотал, двух человек пропустил, прикатил на передачу пятым. Тем не менее, хорошо пробежал.
Вторая дистанция — первенство Обкома Машиностроения, та же зима, спустя полтора месяца. Несколько лет у нас на Обкоме и ОблСовете ДСО «Труд» зимой группа призёров выглядела таким образом: Кокорин Сергей, Оводов Михаил, Волков Леонид. Местами менялись, перетасовывались, мне удалось выиграть лишь однажды. На этот раз вот такие результаты получились. Виталика Просвирина почему-то нет в протоколе, пропустил, видимо, почему-то. Cпрашиваю его, почему — не колется. Не помню, говорит».

Яндекс.Метрика