СПОРТИВНАЯ КАРТА — СЕРЬЕЗНЫЙ ТОЛЧОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Большую роль в становлении и развитии спортивного ориентирования в Челябинской области и в стране сыграл второй семинар работников детского туризма РСФСР по спортивному ориентированию, который был организован и проведен Центральной (РСФСР) и Челябинской областной детскими экскурсионно-туристскими станциями в начале мая 1970 года на Ильменской турбазе в окрестностях Миасса.

Руководили семинаром Ефим Туник (директор Челябинской областной ДЭТС), Юрий Драков (Челябинская ОДЭТС), Юрий Константинов (методист

Центральной ДЭТС РСФСР). Основным преподавателем на семинаре был Владимир Крутицкий (Москва), — один из ведущих рисовщиков карт и начальников дистанций в стране.

Уже тогда начали применять новейшие для того времени технологии. Для проведения теоретических занятий Ю.В. Драков подготовил карту, — фрагменты аэрофотоснимка и выкопировку с топоосновы на данный участок местности. Все это проектировалось через эпидиаскоп (прибор, с помощью которого изображение переносилось с небольшого листа на плоскость с большой площадью). Тогда же большой упор делался на практические занятия на местности, на учебные соревнования.

Этот семинар, по воспоминаниям Юрия Валентиновича Дракова был серьезный толчок для развития ориентирования, для подготовки судей, организаторов, тренеров, рисовщиков карт (уже через пять лет в Челябинской области, в Миассе был проведены Всесоюзные летние соревнования сильнейших спортсменов), началась рисовка новых цветных спортивных карт, корректировка уже имеющихся. От Челябинской области в семинаре участвовали десять человек, в том числе Владимир Сигов, Альберт Гайденко, Эдуард Москвичев – те, кто через год стали тренерами первой в СССР детско-юношеской спортивной школы по ориентированию.

Семинар, по сути, стал своего рода площадкой по реализации новых веяний в ориентировании – Инструктивного письма ЦС по туризму от 7 июня 1967 «О порядке обеспечения картографическими материалами соревнований по ориентированию на местности». Там, в частности говорилось, что «при корректировке ситуации наносятся все ориентиры, допускаемые наставлением по топографическим съемкам в масштабах 1:10000 и 1:25000, однако карта должна быть выполнена согласно требованиям и методических указаний к ним. Все линии связи, электроснабжения, водоснабжения, различные трубопроводы и т.д. не показываются. Изображаются только просеки и контуры вырубок под эти линии. Нельзя снимать с карты, какие-либо другие ориентиры, а также добавлять не существующие на местности.

Карта должна быть выполнена в масштабе 1:25000 в условных знаках 1963 г., отпечатана в цветном или черно-белом варианте типографским способом, на ротапринте или матовой фотобумаге. Карта должна быть четкой и легко читаться. Использование синек не допускается.

Кстати, перед проведением семинара южнее Ильменской турбазы по карте, нарисованной Михаилом Арнольдовичем Драпкиным 25 апреля были проведены соревнования юных ориентировщиков, посвященные 25-летию Победы.

В своей подборке, посвященной этому семинару,  Ю.В. Драков отмечал, что на старт вышли 16 команд из Челябинска, Миасса, Златоуста, Копейска, Новогорного, Нязепетровска, Кусы.

«У юношей на дистанцию 6,5 км с 7 КП стартовало 70 человек. Лучший результат у Горбачева (Челябинск, школа № 16), второй призер - Оводов из челябинского ДПШ, третье место – Толстухин (Челябинск, школа № 11).

В командном зачете выиграли юноши ДПШ Челябинска, вторые – школа № 16 (Челябинск), третьи  – Красноармейский район.

Девушки, — 66 человек, стартовали на 4,5 км с 6 КП. Победитель – Кукушкина (ДПШ, Челябинск), которая на 1 секунду опередила Анисимову из Миасса. Третий результат вновь у спортсменки ДПШ —  Самсоновой. Среди команд девушек первые два места у ориентировщиц Миасса, третий призер – ДПШ (Челябинск). Команда Дворца пионеров и школьников имени Крупской победила в общем зачёте. Ориентировщики челябинской школы № 16 заняли второе место в упорной борьбе с миассцами, которые стали бронзовыми призерами».

 Образец карты «Ильменской турбазы»:

Позже за местность вокруг Ильменской турбазы вплотную взялся, «Лучший изобретатель ЧТЗ», автор более 30 научных работ, 12 изобретений, ряда промышленных образцов и товарных знаков — Михаил Самуилович Гитис (1944 – 2010). Он также был удостоенным трех правительственных медалей и знака «Изобретатель СССР»). Кстати, первый логотип и товарный знак ЧТЗ был  создан Михаилом Гитисом . В ориентировании его учитель и тренер – Вадим Горяинов, с которым вместе работали на ЧТЗ.

Яндекс.Метрика