Челябинский ориентировщик Леонид Волков провел экскурс в историю лыжного ориентирования на Южном Урале.
Хочется представить самую первую зимнюю карту Челябинской области.
Район охвачен огромный, популярный благодаря многочисленным стартам, периодически проводимым здесь в последние годы. Хотя на момент появления вот этого произведения неё вошла только одна, относительно небольшая карта, про которую когда-нибудь обязательно ещё расскажу отдельно, основная же площадь не была ещё детально отрисована.
Чем, вообще, зима отличается от лета? Да почти ничем! Это если говорить про какую-нибудь Кубу или Гватемалу. А у нас в регионе, да и почти во всей территории нашей необъятной Родины? Прежде всего — наличием снега. Который затрудняет перемещение по местности. Лыжи приходится одевать! А для проведения зимних соревнований по спортивному ориентированию требуется серьёзная работа по прокладке лыжней, по которым могут перемещаться спортсмены. Так сложилось, что существует два основных вида зимней дистанции: заданка и маркировка.
В 1981 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышла книга С. Б. Елаховского «Спортивное ориентирование на лыжах». Сто двадцать страниц, цветные иллюстрации в виде карт, тираж сорок семь тысяч экземпляров (если, кстати, кому-нибудь надо для коллекции, то могу подарить, обращайтесь). Давайте, заглянем в оглавление. Маркированной трассе уделено семьдесят две страницы, заданному направлению — двадцать. Серьёзная диспропорция! Чем она вызвана? А вот цитата: «к сожалению, статистика трасс зимнего заданного весьма бедная (10 соревнований класса мастеров, проведённых в нашей стране в 1972 — 78 годах против 143 на маркировке)». Каково?! Анализируя шестнадцать факторов, изучая анкеты авторитетных спортсменов и судей, анализируя все плюсы и минусы каждого вида, автор приходит к выводу, цитата: «итак, общий счёт своеобразного соревнования двух видов лыжного ориентирования — 7:6 в пользу маркировки».
На момент выхода книги штраф за отклонение на один миллиметр от истинного положения КП составлял одну минуту. В списке чемпионов СССР дважды, в 1978 и 79 годах, указан наш Михаил Зорин. Параметры дистанции порядка 18 км, 15 КП. Штраф у него — ноль. Слишком сурова цена ошибки, чтобы можно было себе её позволить! Вообще, Михаил на протяжении чуть ли не десятка лет, причём и зимой, и летом был лидером сборной нашей страны, выигрывал почти все крупнейшие соревнования, в которых имели возможность принимать участие советские спортсмены.
Где-то, когда-то , от кого-то я слышал, что буржуины не имели понятия, что это такое. Они просто прокатывают дороги и тропы, имеющиеся на карте — и гоняются как летом. А маркировка, мол — это чисто советское изобретение, от бедности. Снегоходов-то не очень много в регионах, сложно готовить большие площади. А так — карта обычная летняя, трассу ногами протоптал, в четыре следа (что бы палки не проваливались), и готово. Взвод солдат или роту студентов запусти, а чаще всего — коллектив спортсменов, который отвечает за проведение данного старта.
Когда со второй половины восьмидесятых годов, после вхождения нашей страны в международную федерацию ориентирования IOF, появилась широкая возможность обмениваться опытом, то они, мол, оценили маркировку и даже стали использовать её в тренировочном процессе. Тенденция же развития заданки привела к появлению современной густой зелёной сетки, с выбором очень неестественных вариантов. В вышеупомянутой книге это пророчески предсказывается следующим образом: «можно предположить, что поклонники зимнего заданного в ближайшие годы придумают что-нибудь ещё». Автор в перспективах развития указывает на то, что для проведения зимних соревнований нужны специальные, простые карты. То есть такие, на которых не прорисована мелочёвка, которая совершенно не нужна в зимнем заданном. Да и вдоль лыжни, мол, можно наносить объекты только наиболее крупные, так как после хорошего снегопада половина мелочей исчезает.
Эта карта, не знаю, как в масштабах страны, но у нас в области, точно, первая, которая нарисована конкретно под зиму. Смотрелась на момент её выхода, в 1984 году, очень необычно. Это была, в какой-то степени, революция, прорыв. Подготовлена к очень крупному старту — Первенству вооружённых сил СССР, тому самому «соревнованию класса мастеров». Правда, класс указан Б, так что в этот день выполнения, скорее всего, не было. Маркировка проводилась в Травниках, заданка — здесь. Тогда ещё, скорее всего, не было мысли о том, что надо вносить прокатанные лыжни, надо было просто-напросто прокатать все существующие тропы и дороги. Скорее всего при этом активно использовались силы солдат местных гарнизонов. Да и со снегоходами, наверное, особых проблем не было, административный ресурс очень мощный, ради такого дела привезут откуда надо и сколько надо. За южным обрезом карты, на берегу озера Еловое, располагается санаторий УралВО, в котором жили участники тех соревнований.
Для наших же областных стартов в последующие годы традиционно использовалась лыжная база ЧКПЗ, которая находится в правом нижнем углу, на северной окраине города, недалеко от станции Чебаркуль. С логистикой проблем никаких, трасса Мисяш — Миасс проходит по южному обрезу карты. Машинами на соревнования тогда мало кто приезжал, а вот для школьников автобусы были обычным делом.
Как выглядела дистанция, в рамках тех общих тенденций? Для того, чтобы был выбор вариантов, нужно сделать так, чтобы на перегоне было несколько, причём чем больше, тем лучше, развилок. Как этого добиться? Сейчас — густотой сетки, а тогда приходилось делать большие перегоны. Поэтому в зимних заданках количество километров намного превышало количество КП. Здесь представлено две дистанции — первенство города 1985 и 1986 годов. В первом случае параметры 14,4 км, 7 КП, во втором — 17,7 км, 8 КП. Представляете?! Даже больше, чем сейчас! Таким вот было ориентирование тридцать лет назад. При этом очки, идущие в зачёт личного первенства города, на заданке были самые высокие из трёх туров (ещё были лыжная гонка и маркировка, а эстафета, соответственно — командный вид), их получали только за первые пятьдесят результатов.