Леонид Волков представляет карту, нарисованную под конкретный старт — зимнее первенство вооружённых сил СССР, маркировку, зима 1985 года.
Сначала, как всегда, о географии. На этот раз, не умничая, прямо из книжки. Травниковский островной сосновый бор, расположенный в Чебаркульском районе Челябинской области, является реликтом плейстоценовой перигляциальной лесостепи, играет важную средозащитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную, водоохранную и рекреационную роль. Расположен в местах выхода или близкого залегания гранитов и продуктов их разложения, в естественном состоянии. Почвы дерново-подзолистые, оподзоленные, возле южной границы — черноземы.
Ботанический памятник природы (решение Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 г. № 29). Длина около 7 километров, ширина — 3 километра. Площадь 1,7 тысячи гектаров. Господствует сосна, присутствует береза, осина, лиственница. В центральной части (квартал 62) находится куртина сосны кедровой, семена которой были посеяны в 1938 лесничим В. И. Дедовым. В подлеске много боярышника кроваво-красного, вишни степной, ивы кустарниковой (тальник), кизильника черноплодного, ракитника русского, спиреи городчатой, шиповника иглистого и коричного. Травяной покров образуют около 80 видов растений, в том числе ягодники: земляника, клубника, костяника, брусника.
На заболоченных участках встречаются горец змеиный, кокушник длинношпорцевый, поповник обыкновенный, ситник и различные осоки. В спелых сосняках (их сохранилось немного) — зеленые мхи и кустистые лишайники. Видовой состав животного мира беднее, чем в Варламовском бору, что объясняется большой антропогенной нагрузкой. Встречаются косули, заяц-беляк, белка, лисица, еж. Иногда заходят и лоси. Летом здесь очень много певчих птиц. С северо-восточной, восточной и юго-восточной стороны бор ограничен рекой Коелга, с южной стороны – рекой Камбулат. Рельеф территории характеризуется слабой всхолмленностью, имеет мягко-увалистый характер поверхности с пологими склонами отдельных холмов. Климат района континентальный, с недостаточным увлажнением и периодически повторяющимися засухами. Бор — островной, поэтому граница длиной 29 километров проходит по опушкам, ЛЭП и объездным дорогам.
Теперь об авторах карты.
Драпкин Михаил Арнольдович — тренер первой в нашей стране ДЮСШ по ориентированию, с самого её создания. Работал на базе школы № 9. Параллельно занимался с курсантами автомобильного военного училища. Самым талантливым учеником, а впоследствии и помощником, стал Алексей Антонов. Автор карт Тактыбай, Шершни, парк Север и Треугольник, новой редакции Каштака. Его произведения отличает очень чёткая прорисовка малейших деталей. Буквально революционная для своего времени карта парка, кажется, актуальна и спустя четверть века. Буквально, увеличь масштаб — и проводи соревнования хоть сейчас. Кроме градации растительности, чаще всего связанной со следами масштабных пожаров, практически ничего не изменилось. Наум Гринберг — какой-то его родственник. Женаты они были на сёстрах. Кажется, ни разу с ним не встречался, не в курсе, рисовал ли он карты других районов, скорее всего да, но слышал про него от отца. Дело в том, что в 1969 году тот попал по распределению к нам в ЦКТБ и лет пять проработал инженером-электриком КИПиА
Отец участвовал в соревнованиях по ориентированию и раньше, а тут совместно удалось организовать и собрать команду. Через профсоюз заказывали автобус или УАЗик-буханку, и ездили на соревнования, чаще всего совместно с командой УралНИТИ, на котором работал Валерий Яковлевич Ищенко, мой будущий первый тренер. Вычертил Каримов Рамиль. Визуально помню по середине 80-х, но ничего про него не знаю. Студент ЧелГУ, судя по записям в протоколах соревнований. Возможно, что является воспитанником Михаила Арнольдовича. Автор карты Шеломенцево, это к югу от Копейска. Сам, видимо, скорее всего, откуда-то из тех мест. Инспектор — Сергей Сергеевич Стругов. С этим общаться довелось достаточно много. Он пришёл тренером в ЛенДПШ в 1982 году, после Ищенко Валерия Яковлевича, брат мой под его руководством занимался пару лет. Один из тех людей, которые стояли у истоков ориентирования в Челябинской области. Активно участвовал в проведении соревнований. У меня, говорит, есть карта Союза-75 с нарисованными точками всех КП, которые тогда устанавливались на местности. Ещё приведу такой вот крохотный забавный эпизодик. В 1983 году перед первенством области, группы Б, сидим в Лен ДПШ, обсуждаем оргвопросы. Он спрашивает: Волков, Сысоев, а кто ещё в составе команды побежит? Толик Москвичёв бодренько так: я! — А ты в службе дистанции не задействован? — Задействован! — В качестве кого? — Начальник дистанции! …: ). Вёл исключительно здоровый образ жизни. Глупая, нелепая смерть — бак с водой в саду перемещал в одиночку.
Теперь о тех самых соревнованиях, для которых была нарисована карта. Зимнее первенство вооружённых сил СССР, маркировка, зима восемьдесят пятого года. Второй день, заданка, проводился по карте Кисегача 300 метров. Cлышал байку, что инспекторы, которые приезжали принимать дистанции перед Вооруженкой, остались очень недовольны. Но, мол, куда деваться? И класс «А» нужен, чтобы мастер спорта выполнялся, и поздно уже какие-то поползновения делать в других направлениях, времени до старта уже не осталось. Еще говорили, что в условиях жесткого лимита времени боле-менее тщательно прорисовывалась нитка уже проложенного (и прочищенного от подлеска?) хода, а промежутки заполнялись как получится, из-за чего точность карты сильно гуляет.
И еще слышал, что за основу была взята генштабовская карта с хорошим сечением, и в первоначальном варианте этот рельеф (на самом деле очень слабо выраженный) был механически положен на нарисованную основу, без учета магнитного склонения, то есть с разворотом на 12 градусов. Но инспектор, якобы, заметил это дело, и в основном варианте ошибка была исправлена. За что купил, как говорится, за то и продаю. Интересным моментом стало то, что на этих соревнованиях норматив Мастера Спорта СССР выполнила воспитанница автора карты Драпкина Михаила Арнольдовича Ольга Рамазанова.
Лично мне выступать по этой карте довелось три или четыре раза, но всё как-то буднично, без ярких эмоций. Запомнилось то, что крапива встречается не локальными участками, как в других районах, где при желании можно, без особого ущерба для результата, свести контакт с ней к минимуму, а равномерно по всему лесу, так, что бежишь – и постоянно обжигаешься.
Ни район, ни карта не произвели особого впечатления, косвенно на это указывает и то, что в моем архиве нет ни одной карты с дистанцией. То, что здесь нарисовано — я там был, что-то как-то помогал в проведении, на подхвате, например вешал полотнище «Старт», на второй день по дистанции пробежался. В августе 1985 года по ней проходил Приз Горяинова. Начальником дистанций был Стругов Сергей Сергеевич. Полевой лагерь располагался на опушке леса севернее вот этого синего старта. Помню эпизод, когда были разборки по поводу КП, на котором большинство блудило (лично я здесь бежал наугад и затруднений с взятием не испытал), несколько человек пошли разбираться, недалеко от финиша дело было, и пришли к выводу, что КП стоит правильно, но место отрисовано не очень корректно, полянка в зелёнке хорошо берётся только с одной привязки.