В ближайшем пригороде города Челябинска, на юго-востоке, имеется совершенно замечательный район, который, как мне кажется, можно назвать уникальным. Уникальный — слово сильное. Что оно означает? Значит, такой, который больше нигде не встречается. Поселок Октябрьский — это, наверное, самый сложный наш район для маркировки, ее классика. Мелкие берёзовые колки без больших массивов леса равномерно рассыпаны по сильно размазанному пологому микрорельефу. Здесь очень мало опорных ориентиров, по которым можно легко и однозначно восстановиться. Нет искусственных сооружений, которые обычно выручают: вышек каких-нибудь, заборов, карьеров и т. п. Отсутствуют линейные ориентиры, такие, как просеки и дороги. Первых нет из-за наличия отсутствия массивов леса, а вторые просто-напросто не видно под снегом. Если ты потерялся, то это надолго. Для новичка такой район — настоящий кошмар, просто гибель. Благодаря усилиям Сергея Глухова, который нарисовал совсем недавно новую карту к северу от поселка и даже уже успел провести несколько стартов, в том числе и зимой, этот район снова вошёл в оборот.
Вот по этой карте в декабре 1980 года мне довелось бежать самую первую в моей жизни маркировку. Даже не бежать, а медленно ехать. Даже не медленно ехать, а понуро брести. Стартовал чуть ли не самым последним, что-то как-то всё непонятно. Еду на лыжах по лесу, воздухом дышу. Где лыжня с моей маркировкой? Как говорил казак-охранник в фильме Служили два товарища: а бис её знает! Народу — ни души. Только я и природа. Какая-то большая яма (до сих пор не пойму, где она, на карте вроде бы ничего такого не обозначено). Горка приятная. Вернулся, скатился. Ещё раз вернулся, ещё раз скатился. Двое ребят едут, то ли дистанцию снимают, что ли ищут сгинувших в лесу, что бы судьи сумели дебит с кредитом свести. — Ты что, на дистанции? — Да! — Дак езжай на финиш! — А где он находится? Можно, наверное, протокол тот найти, посмотреть. Наверное, это тот самый старт, когда Толик Москвичёв, получив 52 (пятьдесят две!) минуты штрафа, занял по группе М-13 второе место. Тогда ведь штрафовали за каждый миллиметр отклонения по одной минуте, без ограничения. Сейчас вся эта территория застроена коттеджами.
Вторая карта, которую хочется показать — вот такая, черно-белая. Находится восточнее, через дорогу, шоссейка и железка идут параллельно, характерный плавный изгиб хорошо виден. В начале восьмидесятых, когда цветные карты только начали появляться, это было очень распространённой ситуацией: бежим по черно-белой, а на следующий год — по цветной, иногда по её полному аналогу, как в данном случае. Это дистанция декабря 1981 года, возможно даже, что самый первый старт после того, как ввели новую систему начисления штрафа. Цена ошибки стала составлять два миллиметра, максимальный штраф на одном КП — три минуты. Холява? Не совсем! Появился один очень интересный пункт, он назывался 7.1.11. Если на больше чем половине КП у участника максимальный штраф (то есть те самые три минуты), то его результат аннулируется за техническую неподготовленность. Ситуации с этим делом весёлые возникали периодически, вернусь ещё, расскажу когда-нибудь . Прямого совмещения стартов у взрослых и детей, как сейчас, тогда не бывало, но иногда они шли в связке с интервалом в день или неделю. Если такого не было, то я участвовал и во взрослых, как здесь. Судя по тому, что после пятого КП идёт девятый, то здесь имеет место быть срезка. Значит, дистанция укороченная, соответственно — женская. Мамина, видимо, карта. Моя тоже где-то есть, но что-то найти не могу, куда-то когда-то в другое место сунул. Искать неохота, привожу эту. Всё равно почти ничего не видно из того, что нарисовано. Выписок из протоколов я тогда ещё не делал, результатами своими, в каком-нибудь очень далёком десятке, особо не интересовался. Однако хорошо помню, что в этот раз проскочил на грани фола, но снят не был.
Ну, и вот такой экземпляр наконец-то, как вершина творчества. Автор — Сергей Митрофанович Толстых, тренер местного отделения ДЮСШ. Работал в паре с женой. Воспитанниками его были такие кадры, как Андрей Бабичев, Серёга Рыженков, Ирек Шамселов. Административно посёлок Октябрьский относится к городу Копейску, поэтому на некоторых стартах в одной команде с ними фигурирует Сергей Просвирин (я его в те годы не знал, познакомился намного позже, уже после того, как он вернулся из Казани). Сергей Митрофанович никуда не ездил, рисовал только здесь, у себя дома. Но зато какие это карты! Обратите внимание на графическое исполнение. Настоящий шедевр! Считаю её одной из самых красивых и гармонично исполненых карт. Посмотреть приятно! Отдельно стоящие деревья в таком районе играют очень большую роль. Как их сделать заметными на жёлтом фоне? Если на первой представленной они нарисованы, в нарушение правил, чёрным цветом, то здесь внутренность кругляшка — белая. Не знаю, используется ли ещё где-нибудь такой приём, но решение, считаю, гениальное.
Как можно ориентироваться в таком сложном районе, в чём заключается главный секрет? При планировке дистанции у начальника иногда возникала задача не запутать участников, а сделать так, что бы они хоть что-нибудь поняли. Особенно это касается младших групп. Во-первых, надо работать на опережение. Варианты типа приеду, потом разберусь — не прокатывают. Второе — главными, опорными ориентирами служат зелёнки. Это заросли кустарника, растущего на дне ям, в которых скапливается влага. Они очень хорошо заметны зимой в светлых берёзовых перелесках, их относительно немного. В-третьих — на каждый старт нужен специальный настрой, которому очень способствует практический опыт ориентирования именно в этом сложном районе. По нолям мне прокатываться здесь ни разу не удавалось, но два раза получал штраф всего по одной минуте. На этот раз меня явно не хватило, видимо, утомился. Синим крестиком обозначены места проколов, тех, что не в ноль. Видите, поплыл ближе к концу дистанции, с восьмого КП. Так и хочется сказать: а как всё хорошо начиналось!