Семья Вадима Маврикиевича предоставила в наше распоряжение подготовленные биографические материалы об отце.
Вадим Маврикиевич был одним первых, кто начал активно развивать спортивное ориентирование на Южном Урале
Представляем очередную биографическую часть рассказа о нем (благодарим сына – Вадима Горяинова за предоставленный материал).
Горяинов Вадим Маврикиевич (28.08.1937 – 26.07.1982).
За 1975 год принял участие в 14 стартах. В марте участвовал во Всесоюзном первенстве на маркированной трассе (Ленинград). В мае присвоено звание судьи Республиканской категории.
Лето было посвящено подготовке и проведению Чемпионата СССР. Вадим стал начальником дистанций. Дистанция – важнейший элемент ориентирования. Уникальность ориентирования в том, что спортсмен может выиграть не только за счет хорошей физподготовки, а еще и за счет оптимального выбора пути к контрольному пункту. Как быстрее: по длинной хорошей дороге вокруг болота или напрямую через кочки? Начальник дистанции как раз и дает такие задачи спортсменам, чтобы не было явного решения. Это большое искусство. Чемпионат прошел на высоком уровне. Участники оценили организацию, качество дистанций, карт. Очень понравилась местность. Многие потом просто гуляли по лесу, рассматривая причудливые скалы. Эстафета запомнилась зрелищностью. Ориентирование в принципе не очень зрелищный вид спорта. Участники бегут в лесу, выбирая свой самый оптимальный вариант. Зрители видят только старт и финиш. В Ленинске эстафета проходила по склонам крутой горы, местами без леса. Болельщики со стартовой поляны снизу от озер видели процесс борьбы как на ладони, причем сами спортсмены друг друга не видели. По итогам Чемпионата Вадим награжден дипломом ЦС по туризму и спорту СССР «За успешное проведение летних Всесоюзных соревнований».
За 1976 год принял участие в 22 стартах, выезжал в Свердловск, Барнаул.
За 1977 год принял участие в 27 стартах, выезжал в Свердловск, Курган.
За 1978 год принял участие в 29 стартах, выезжал в Барнаул, Курск. В Курске на чемпионате СССР ДСО «Труд» с командой занял третье место, подтвердив свой высокий спортивный уровень. Кроме того, на 32 традиционной легкоатлетической эстафете Тракторозаводского района показал лучший результат (дистанция примерно 400 метров).
В 1979 году участвовал в 13 стартах. В июле 1979 с командой ЧТЗ выехал в тур многодневок по Прибалтике: Гран-При (Латвия), Ильвес (Эстония), Рига, Тарту. В поездку взял сына, Вадика. Съездили на побережье Чудского озера, город Калласте. Гуляли по улочкам и музеям Тарту, Риги, Таллина. Удивлялись истории, благополучию республик. Интересный факт. Шушарин Юрий Владимирович (начальник команды и СК ЧТЗ) записал Вадима в группу ветеранов (42 года, как раз группа М40), где бы он мог железно бороться за призовые места, а призы по советским меркам были очень неплохие. Но Вадим категорически отказался и перерегистрировался в элитную группу, потому что там дистанции сложнее и интереснее, да и борьба нешуточная.
Еще в 1978 году было решено провести очередной чемпионат СССР снова в Челябинске. Подготовка и проведение чемпионата 1975 года были на высоте, руководство Федерации ориентирования особых сомнений не испытывало. Район решили особо не менять – южнее Еланчика местность была живописнее и сложнее прежней. Опять пришлось решать вопрос с условными знаками. Каменные гряды, уступы, скалы, обрывы требовали корректной передачи на карте, а в существующей системе не было адекватных знаков. Ориентирование к этому времени стало намного спортивнее; скорости, плотность результатов выросли кратно. Соперников стали разделять не минуты, а секунды. Бегать стали не «от горы до горы», а от «правой стороны камня до левого края нижнего уступа». Соответственно, выросли и требования к точности и тщательности передачи местности. Вновь обратились к помощи корифеев в лице Алешина и внесли новшества, внедренные по всей стране. Далее последовали полевые работы.
Для точности Вадим придумал угловой высотомер, расстояния мерили уже не шагами, а специальной металлической мерной нитью (рулеток нужной длины было не достать, а длина текстильных веревок зависела от температуры и степени натяжения). Отдельно выделялся высотомер. И сейчас, при использовании спутниковой навигации, это сложная задача. Ранее ее решали на «глазок»: этот камень на уровне глаз, значит его высота 2 метра. В результате высотные горизонтали могли пересечься, закрутиться спиралью, закончиться в болоте, просто не сойтись в количестве (рост у всех же разный). Это все реальные случаи на картах области. А когда над картой работает коллектив, то ошибки на стыках при сведении работ разных рисовщиков вырастают многократно. Высотомер с отвесом не давал топографической точности, но давал одинаковые результаты отметок у любого картографа. Этот инструмент позже усовершенствовали и использовали по всей стране. Вадим рисовал очень большой и сложный участок. Во время работы сами рисовщики были крайне удивлены красотой и сложностью местности. Старались привезти туда знакомых и семьи полюбоваться, но чтоб они никому об этом не говорили. Район соревнований такого уровня должен быть закрыт для посещения минимум 3 года, иначе будет нарушен спортивный принцип, что кто-то получит преимущество. К концу 1979 года все полевые работы были закончены, карты проинспектированы и подготовлены к печати.
Чемпионат СССР 1980 года провели по новой карте. Карта и местность в очередной раз произвели впечатление на всю страну. Поступило даже предложение объявить это место «заповедником ориентирования», чтобы не «забегать» район. Дошло до того, что участники сдавали обратные билеты, чтобы еще пройтись по этому лесу. Карта стала эталоном на годы вперед по точности передачи местности и качеству печати.