«ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»: ЭВОЛЮЦИЯ КАРТЫ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ветераны и старожилы южноуральского ориентирования вспоминают и показывают светокопии, выкипировки  (их еще называли «синьки» из-за нередко синего оттенка при печати), с топографических карт, туристских схем и прочих доступных материалов. Но это был скорее план, чем карта, где, кстати, изображались и породы деревьев. Рельеф отсутствовал, зато был указан числовой масштаб, дана стрелка «север-юг» и указано магнитное склонение. Но это уже был первый шаг навстречу пользователю карты.

 Здесь самый минимум ориентиров, «необходимых для жизни», и масштаб, обычно, «1:20000 или 1:25000». Но тогда и этого хватало. Первой картой Шершневского лесопарка была как раз такая «синька» — от станции «Водная» детской железной дороги до карьера Изумруд около Шершней. Сохранились подобные карты района Ильменской турбазы, Тургояка, Акакуля… Ветераны вспоминают, что тогда и дистанции, бывало, проходили по всей площади района, и их протяженность обычно составляла минимум 10-12 километров, а на марафонских, удлиненных дистанциях протяженность доходила до 22-24 км с 20-24 КП.

Об особенности использования карт также много писал и рассказывал Юрий Валентинович Драков.

В одном из своих интервью он интересно и подробно объяснял эволюцию — «откуда есть пошла спортивная карта»:

«Прежде всего, менялись исходные материалы. Если в начале 60-х годов мы работали (в основном в окрестностях Миасса) по 50000-й топооснове, то позднее использовались выкопировки с топокарт 1:25000 и даже 1:10000. Вопрос об этом был решен для всего Советского Союза, и в этом большая

заслуга Б.И. Огородникова и Г.В. Шура. В пригородных зонах начали использовать материалы архитектуры (топографические планы 1:5000 и даже 1:2000 с сечением рельефа 1 метр). Информацию по ситуации дополнили

планы. Другим исходным материалом стали аэрофотоснимки (Чартаныш, Тактыбай, окрестности Челябинска). Наконец, имелся и опыт использования космических снимков. Одним из инициаторов этого направления стал Сергей Симакин (Москва)… В начале на вооружении составителя спортивной карты был компас (как у спортсмена) и мерный шнур. Затем появились самодельные планшеты. Наиболее сложный раздел – рельеф. Именно для его изображения челябинцам СВК М.С. Гитисом и МС В.М. Горяиновым был предложен скломер (отвес, снабженный лимбами, т. е. шкалами). Г.К. Кунцевич из Свердловска одним из первых стал использовать микробаронивелир (по несколько упрощенной схеме). Сегодня для рисовки спортивных карт также используются навигационные спутниковые приборы.

Начиналось все с того, что оригинал вычерчивался на кальке, чертежным пером, которое часто обматывалось тончайшей проволокой. Для улучшения читаемости черно-белых карт, горизонтали проводились с обратной стороны кальки, открытые участки покрывались желтым фломастером (он давал на тираже ровный серый тон). С переходом на цветные карты вычерчивались раскладки на каждый цвет. Уже использовались синтетические кальки и наборы рапидографов, обеспечивающих толщину линий от 0,18 мм до 0,7 мм).

Принципиальным было введение компьютерной графики (программы ОКАД). Это позволило передавать карты по электронной почте. Главное же – произошла стандартизация спортивных карт (по знакам, по цветам), что

повысило продуктивность учебного процесса и объективность результатов соревнований.

В первые годы был взят масштаб 1:25000. Нагрузка карт (выкопировок с топоосновы) была довольно небольшой. Были карты, где в квадрате леса можно было пересчитать по пальцам ориентиры, на которых

можно поставить КП. В дальнейшем, по мере появления более сложных районов, более детально корректировки нагрузка карт начала увеличиваться.

Это привело к укрупнению масштабов 1:20000, затем 1:15000. Некоторые масштабы оказались недолговечными и быстро перестали применяться. К ним относится 1:16666 (карта Еланчика 1975 года для Всесоюзных соревнований), 1:30000 (карта Чебаркуля для зимнего чемпионата Вооруженных сил). Масштаб 1:10000 превратился в соревновательный, особенно, по мере роста коротких дистанций в программе соревнований.

В соревновательную орбиту попали и нестандартные масштабы. Появление городского ориентирования провело к  соревновательным масштабам 1:5000, 1:4000 и даже крупнее.

Картографы старались найти компромисс между удобным крупным масштабом и неудобными очень большими размерами карт.

Первые тиражи – это светокопии на аммиачной бумаге (синька). Бледно-желтый фон, коричневые линии. Так карта района Южноуральского водохранилища 1960-го года выглядела именно так.

Следующим этапом были черно-белые фотокопии. Вначале с проекционных, а затем с контактных негативов. В этом смысле были и курьезные случаи…  Однажды вечером, накануне соревнований в зимнем лагере «Утес» служба дистанции получает в секретариате тираж и с ужасом убеждается – он весь зеркальный. Срочно звоню в Челябинск, на «фирму», где жили студенты-заочники, тоже ориентировщики.

Подробно рассказываю, где проявитель, фиксаж, фотобумага, негатив.

Начинается ночная работа. Первой электричкой тираж везут в Чебаркуль, где его встречает наша машина. А в 11 часов участники выходят на старт, и только небольшая влажность невысохших до конца карт напоминает о ночном приключении.

Следующим этажом развития спортивной картографии были типографские тиражи цветных карт. В нашей области первая цветная карта – район озера Инышко (автор Г.Н. Волович), ее издали в саратовском филиале Росземпроекта.

В настоящее время, когда карта должна отражать срочную в информацию сегодняшнего дня (например, зимнее заказное заданное направление), применяются оперативные принтерные тиражи. Ограниченные тиражи изготавливаются на цветном ксероксе… В любом случае, хотелось бы отметить, что эволюцию спортивной карты обусловили не только общий прогресс, но и высокий интеллектуальный уровень, творческий потенциал спортивных картографов».

Ветераны вспоминают и времена, когда все спортивные карты имели характеристику для «служебного пользования». Судьи перед стартом под роспись получали определенное количество карт, и ровно столько же должны были сдать после финиша. Использование спортивных карт одно время было под строгим контролем силовых ведомств в силу секретности этой подробной топографической информации.

Яндекс.Метрика